В 1991 году, когда слово «бизнес» в нашей стране было еще в диковинку, несколько молодых харьковчан решили основать свое дело. Компанию назвали просто и коротко: «ХАДО» – сокращение от слов «харьковский дом». Начинали с коммерческой деятельности, но мечтали заняться производством и искали востребованную тему.

 Full scene

– Первые кулибины, у которых были интересные мысли, но не было внедренческого и организационного опыта, появились в 1998 году», – вспоминает директор фирмы Владимир Зозуля. Его, физика с красным дипломом, увлекла смелая идея дать обратный ход старению деталей автомобильных моторов и трансмиссий. Можно ли обратить вспять износ поршней, стенок цилиндров, шестерен КПП? Оказалось, можно.– Мы сами сначала не верили, – вспоминает Зозуля, – но проверили: идея работает! Правда, она была еще очень сырая. Тут пригодилось и наше образование, и научные связи, и умение поставить эксперимент. Благодаря этому получился продукт, который уже десять лет успешно представлен на рынке.В ходе экспериментов было создано особое вещество, выступающее при определенном давлении и температуре катализатором образования карбидов металлов. В результате химической реакции на паре трущихся деталей возникает стойкое металлокерамическое покрытие, концентрация углерода в котором возрастает к поверхности – вплоть до формирования алмазоподобных структур. По мере утолщения этого покрытия оно становится всё тверже и прочней, в итоге практически полностью восстанавливая исходную форму и размеры деталей.Авторы запатентовали свое изобретение, назвав его ревитализантом («возвращающим жизнь»). Эта формальная, но необходимая процедура была весьма трудоемкой.– Обычно патенты как бы вытекают друг из друга: каждый следующий опирается на предыдущий, являясь, по сути, доработкой. При этом патентование проходит легко, – объясняет Владимир Зозуля. – А у нас не имелось аналогов, поэтому процесс был сложным и занял много времени.Но патент патентом, а нужен был конечный продукт. Компания «ХАДО» начала строить собственное производство и закупать оборудование.– Всё делали сами. Приходилось брать кредиты, а главное – вовремя их возвращать, – улыбается Владимир Зозуля. – Мы ни разу не подвели ни один банк, хотя бывало такое, что брали одну сумму, а возвращать приходилось в пять раз больше.Теперь у компании собственные помещения, производство и прекрасные специалисты, за которых учредители не устают благодарить харьковскую научную школу.Первый харьковский гель-ревитализант – для бензиновых моторов – появился в продаже в 2000 году. Вскоре за ним последовали аналогичные присадки для дизелей, КПП и редукторов, гидроусилителей, компрессоров и т.п. Поначалу ведущим слоганом продукции «ХАДО» был безразборный ремонт. Оно и понятно: автопарк страны состоял, в основном, из старых машин, – их моторы и трансмиссии нужно было именно восстанавливать. А сейчас, когда новых машин гораздо больше, у ревитализантов «ХАДО» новая миссия – препятствовать износу деталей силовых агрегатов. Сегодня в программе предприятия около двадцати ревитализантов, причем не только для автомобилей: отдельной линейкой выделены оружейные смазки. Более того, научный центр «ХАДО» постарался ввести ревитализацию в регулярное техобслуживание автомобилей, разработав моторные масла, содержащие этот компонент. Такие продукты вышли на рынок в 2004 году, и сейчас в их линейке более тридцати наименований.Не имеющие аналогов присадки шагнули за рубеж и добрались даже до США, где тоже были запатентованы(а тамошнее патентное законодательство, к слову, подразумевает подтверждение заявленных свойств испытаниями). А в Харькове стали ходить слухи, что создано вещество, позволяющее ездить без масла. Владимир Зозуля ответил и на этот вопрос:– В принципе, в езде без масла нет необходимости. Ни Америка, ни Япония, ни Арабские Эмираты, закупая наш продукт, подобных тестов не требуют. Единственные, кто отличился, – китайцы. Их мы возили без масла 200 км по окружной вокруг Харькова. Провели аналогичное испытание и в Китае: десятитонник «Освобождение» made in China намотал по горам 400 км.Но самым ценным для харьковчан стало получение в апреле 2010 года сертификата известной ассоциации T?V. Авторитетные эксперты из Германии вначале навели по разным каналам, включая общество защиты прав потребителей, справки о «ХАДО», затем анонимно закупили в одном из магазинов пробы ревитализанта для лабораторных испытаний. Отчет ассоциации и выданный сертификат можно увидеть на сайтах T?V и «ХАДО»: немцы подтвердили, что надписи на упаковке харьковского препарата соответствуют его потребительским свойствам.

Сертификат Германской ассоциации TUV выданный на гель ревитализант

К своему 20-летнему юбилею скромная харьковская фирма превратилась в концерн с мировым именем, который выпускает продукты автохимии и автокосметики в очень широком ассортименте – от «чистиков» и «омываек» до проникающих смазок и синтетических моторных масел.Производство «ХАДО» сосредоточено на двух заводах: один из них в Харькове, а другой в Голландии – на этом совместном предприятии, созданном в кризисном 2009 году, выпускают масла для Европы и мира.В харьковский комплекс входит мощный логистический центр, подземные наливные хранилища исходных компонентов, испытательная лаборатория и, конечно, святая святых – цеха, где рождается «хадовская» химия. Комплекс не останавливается в росте: строятся новые корпуса и склады, прокладываются трубы маслопроводов, устанавливаются огромные дисольверы… При таком размахе и нешуточных объемах производства (только моторных масел здесь фасуют для Украины в среднем 300 тонн в месяц) штат завода по-европейски невелик – около 150 человек.Главные компоненты своей химии харьковчане делают сами, а часть закупают у отечественных и заграничных партнеров – их у «ХАДО» не меньше сотни.У продукции концерна, кроме «ХАДО», есть еще несколько торговых марок. Это моторные масла Atomic Oil, топливные модификаторы JET, автокосметика VeryLube, «омывайки» «Красный пингвин», проникающие смазки AnyWay. Скоро к ним добавятся еще две, в том числе новая для фирмы линейка бытовой химии. Кроме того, концерн выпускает на своем заводе продукты по заказу нескольких известных компаний под их брендами.

Продукция «ХАДО» (прежде всего ревитализанты) продается уже в шестидесяти странах. Фирменные торговые представительства есть в США, Китае, Арабских Эмиратах, Германии, Польше и Литве. Несколько лет назад лицензию на производство масел ХАДО приобрел Иран, а не так давно заработало совместное производство в Пакистане, производящее моторные масла для внутреннего рынка этой страны.

Предыдущая статьяВыбирайте диски с умом
Следующая статьяДвигатель будущего