В тесте приняли участие полусинтетические масла, с индексом вязкости по SAE 10W-40 и уровню эксплуатационных свойств по API SL и SM. Все эти масла активно продаются на территории Украины.
Участники теста:
Shell Helix | Castrol Magnatec | Mobil Super 2000 |
Zic A+ | Мannol Classic | ТНК Магнум |
Sibi Motor | ЛУКОЙЛ Люкс | Grom – EX Ultra |
ИспытанияВсе масла были доставлены в испытательный центр НИИ «МАСМА», который является авторитетным учреждением в сфере исследований масел в нашей стране. Образцы масел были разлиты в одинаковую тару и присвоен номер.
При тестировании определяли следующие параметры:
Базовые физико-химические свойства
- Кинематическая вязкость
- Индекс вязкости
- Щелочное и кислотное число
- Температуры застывания, °С
- Зольность, %
- Массовая доля активных элементов
- Коррозионность
- Испаряемость масла
- Плотность
- Склонность к пенообразованию
- Динамическая вязкость
- Моющие свойства
Трибологические характеристики на четырёхшариковой машине трения (ЧШМ)
Теперь подробней о каждом параметре
Кинематическая вязкость – В соответствии с классификацией по SAE класс вязкости 40 должен выполнять следующие требования: При температуре 100°C вязкость должна находиться в интервале от 12,5 до 16,3 мм²/с.
Все испытуемые масла соответствуют данному классу и имеют приблизительно одинаковую вязкость
Индекс вязкости — Рассчитывается на основании вязкости масла при температуре 100°С и 40°С. Это испытание показывает способность масла обеспечивать необходимые вызкостно-температурные свойства при высокой и низкой температуре. Чем больше это число, тем лучше.
Высокий индекс вязкости 167 единиц у Zic A+ и Shell Helix. По мнению экспертов это обусловлено применением синтетических базовых масел.Приятно удивил ЛУКОЙЛ Люкс при относительно не большой стоимости он вышел на отметку 154 единицы и в этом показателе сравнялся с более дорогим Castrol Magnatec.
Щелочное число – показывает содержание моющее — диспергирующих присадок в базовом масле.
И снова все масла показали хорошие результаты. Это может означать только одно что качество присадок у всех одинаково хорошее. Особо отличился Shell Helix с показателем по Гост — 9,5.Второе место Mobil Super — 7,5 Тройку лидеров замыкают отечественные ТНК Магнум – 7,23 и ЛУКОЙЛ Люкс -7.
Температуры застывания °С – Очень существенный параметр, чем ниже температура застывания тем легче заводиться двигатель на морозе.
В лидерах: Sibi Motor и ЛУКОЙЛ Люкс -38°СВторое место разделили: Shell Helix -37°С и ТНК Магнум -36°СНа третьем месте с показателем -35°С сразу три участника: Mobil Super, Zic A+, Мannol Classic.
Зольность – данный параметр определяет степень нагараобразования масла.
Показания всех образцов в норме и колеблется на показателе от 0,84 до 1,25%:
Массовая доля активных элементов
- Кальций – показывает количество моюще-диспергирующих присадок в масле
- Цинк — является активным элементом противоизносных присадок. Некоторые современные присадки изготавливаются без использования цинка, либо с меньшим его содержанием.
Коррозионность – масло наноситься на пластинки из свинца и определяется скорость коррозии пластинки г/м².Наименьшие показатели по возрастанию: Shell Helix, Zic A+, Sibi Motor.
Испаряемость (угар) масла – Все испытуемые масла имеют довольно низкую испаряемость.
Особо выделяются: Shell Helix, Zic A+, Castrol Magnatec.
Динамическая вязкость – Испытание проводилось на имитаторе проворачивания коленвала (CCS) при температуре -25°С. Анализ данных позволяет узнать, насколько хорошо масло работает в тяжелых условиях холодного пуска. По стандарту для вязкости 10W значение не должно превышать 7000мПа/с при -25°С.
Все масла вложились в норму.Хочется отметить особо «пусковые» масла это: Шелл и Сиби мотор, их показатель: 6200мПа/с
Моющие свойства – Все масла показали результат в пределах нормы. После окончания испытания нагар и отложения практически отсутствовали.
Трибологические характеристики на ЧШМ – Испытания проводились на четырёхшариковой машине трения. Шарики, вращаясь в машине, трутся друг об друга при этом на них появляются пятна износа, по диаметру пятна и определяют противоизносные свойства масла. Чем меньше диаметр пятна, тем лучше защитные свойства масла.
Для наглядности все параметры испытаний приведены в таблице.
ВыводТест показал практически одинаковые свойства испытуемых масел. Все они достаточно хороши.
При этом хочется отметить, что отечественные масла не уступают в качестве своим зарубежным аналогам, а цена нашего продукта в разы меньше заграничного.
Источник: Iнститут Споживчих Експертиз